Войны в России – войны за кавказскую нефть

Font size: Decrease font Enlarge font

ВОЙНА ЗА ЧЕЧЕНСКУЮ НЕФТЬ

Нефтегазовая инфраструктура Чечни, доходы от добычи, транспортировки и экспорта чеченской нефти – по-прежнему сфера скрытых и явных конфликтов, своего рода перманентная война. Цель – контроль над основными ресурсами чеченского нефтепрома, приносящими многомиллионные прибыли десяткам компаний, зарегистрированных в России и за рубежом. Причем важно не то, как и что расписано на бумаге, а то, кто в реальности получает прибыль.

За эти финансовые потоки уже более 10 лет ведут жесткое и упорное сражение несколько сторон, среди которых: государственные компании и стоящие за ними высокопоставленные российские чиновники, администрация Чеченской Республики, частные компании, за которыми приглядывают выходцы из спецслужб, люди, бывшие некогда в окружении Джохара Дудаева, и те, кто остается на стороне полевых командиров……
Добыча нефти “Грознефтегазом” на 248 официально действующих скважинах* за 2007 год составила, по данным “Роснефти”, 2,14 млн тонн. Это – 15,6 млн баррелей, стоимость которых (из расчета от 90 долларов США за баррель на тот период) не менее 1 млрд 404 млн долларов. В целом же за последние пять лет в Чеченской Республике добыто, по данным экспертов, не менее 11 млн тонн нефти, и вся она, как утверждается, в полном объеме идет на экспорт.

Распределение прибыли от этого экспорта – особенно закрытая тема: нам не удалось обнаружить никаких официальных данных на этот счет. Чеченскую нефть транспортируют по трубопроводам и железной дороге, экспортируют и перевозят по морю танкерами офшорные кипрские, сейшельские, ирландские и австралийские фирмы. Часть денег от ее продажи оседает тоже в подобных офшорках – например, в Лихтенштейне. Другая – поступает в госказну РФ, на спецсчет Министерства энергетики. Какая в сметах Минэнерго прописывается цена за проданную нефть и сколько в результате составляет эта часть – государственная тайна. Именно такая непрозрачность и позволяет конечным бенефициарам (владельцам крупных и средних компаний) получать прибыль и сверхдоходы.
Основные игроки Хрупкий баланс интересов между всеми участниками нефтяных баталий, обострившихся в 2004 году, установлен лишь в 2006-2007 гг. Во всяком случае, именно в это время не только была завершена консолидация активов “Роснефти” на Юге России, но и прекратилось горение скважин, обстрелы цистерн с нефтью, похищения связанных с нефтянкой людей. Тогда же был арестован прежний директор “Чеченнефтехимпрома”, и его сменил человек из близкого окружения Рамзана Кадырова. А уголовное дело против возглавляющего “Грознефтегаз” родственника Рамзана Кадырова, несмотря на растиражированную в СМИ угрозу обвинения в пропаже 543 тыс тонн добытой в Чечне нефти, наоборот, так и не было возбуждено. Обозначились основные игроки и их диспозиция:

– НК “Роснефть”, 75% принадлежит государству через компанию “Роснефтегаз”, 25% – частным инвесторам. Совет директоров возглавляет Игорь Сечин, вице-премьер правительства РФ по ТЭК и глава наблюдательного совета “Роснефтегаза”.

После 2005-2006 гг. “Роснефть” в ходе консолидации стала 100% владельцем ряда нефтяных предприятий в регионах России, где до этого ее активы часто были меньше контрольного пакета акций. В их числе оказались компании, напрямую связанные с вопросами перевалки и экспорта чеченской нефти в Туапсинском порту (Туапсинский НПЗ и “Туапсенефтепродукт”).

– Ахмат-Хаджи Кадыров, бывший президент Чечни, погиб в результате теракта в 2004 году.

– Рамзан Кадыров, президент Чечни, председатель совета директоров “Грознефтегаза”. По мнению ряда экспертов, все последние годы Игорь Сечин считал, что именно из-за нефти всю полноту власти Рамзану Кадырову в Чечне отдавать нельзя, и блокировал противоположные решения по этому вопросу.

– Ваха Агаев, основатель и глава совета директоров холдинга “Югнефтепродукт”, в разные годы аффилированный с офшорными компаниями Okling Group Ltd., Rutley Company S.A., ОАО “Мото”, входившими в состав акционеров “Туапсенефтепродукта” и “Туапсинского НПЗ” до их попадания под “Роснефть”. Считается приближенным к Рамзану Кадырову.

– “НИТЭК”, российская холдинговая группа, до сих пор остающаяся непубличной. С начала 90-х занимается нефтью, транспортировкой грузов, строительством, консалтингом. Головная фирма – Nitek Global N.V. – зарегистрирована на Антильских островах в Карибском море. Представителями ее дочерних структур числятся московские управляющие менеджеры: Виктор Такнов, Ирина Ронис, Марина Московенко и Владимир Чони. Входила в “Туапсинский НПЗ” до 2005 года – периода экспансии “Роснефти”. Интересы группы “НИТЭК” в НПЗ представляли Nitek Oil Co. Ltd. – как один из акционеров предприятия, а также ООО “Нитэк” – как поставщик нефти на завод и одновременно покупатель этой же нефти для отправки на экспорт.

– Николай Буханцов, бывший чиновник Минэнерго, бизнесмен, причастный к созданию ЗАО “НафтаТранс” – одного из нынешних основных грузоотправителей чеченской нефти на экспорт. В 2002-2003 гг. возглавлял ЦДУ ТЭК (управление министерства, куда стекаются данные по квотам, экспортным сделкам, отгрузкам и добыче нефти по всему ТЭК России). В тот же период Николай Буханцов был советником экс-министра энергетики Игоря Юсуфова, возглавлявшего тогда совет директоров “Роснефти”. С появлением в 2004 году в госкомпании Игоря Сечина и Буханцов, и Юсуфов потеряли там свои позиции.

– Братья Магомадовы – влиятельная семья, как в Чечне, так и за ее пределами. Старшие братья, Лема и Абдул-Хамид Магомадовы, работают в правительстве Рамзана Кадырова вице-премьером и главой Минэкономразвития республики, а младшие – Юнус и Юсуп Магомадовы – в 2003-2004 гг. служили в составе полка МВД по охране нефтепроводов (“нефтеполк”), задача которого – охрана всей инфраструктуры “Чеченнефтехимпрома” и сопровождение экспортируемой нефти при транспортировке. Адлан Магомадов до июля 2004 года занимал пост полпреда Чечни в Москве, а после кадровых перестановок стал главой ООО “Импэкспродукт”. Эта компания с центральным офисом в Москве, филиалами в Казахстане и Украине до недавнего времени оставалась основным нефтетрейдером холдинга “Русснефть”.

– Нефтяная компания “Русснефть” создана в 2002 году и преобразована в крупный нефтепромышленный холдинг предпринимателем Михаилом Гуцериевым. В 2007 году, после возбуждения в отношении Гуцериева уголовного дела, он был объявлен в розыск. Экс-глава “Русснефти” неоднократно заявлял о давлении со стороны госструктур, а эксперты, говоря о версиях этой атаки на бизнесмена, указывали на то, что после 2005-2006 гг. нефтегазовый бизнес Гуцериева и его позиции на Юге России сильно мешали экспансии “Роснефти”. С июля 2007 года обязанности прежнего главы холдинга взял на себя Олег Гордеев – бывший замминистра энергетики РФ. Важно, что в 2006 году он был вице-президентом гуцериевской “Русснефти” и одновременно с этим в июне 2006-го вошел в совет директоров государственной “Роснефти”.

– Михаил Некрич, бизнесмен, один из тех, о ком российские и украинские СМИ писали в контексте громких переделов собственности на предприятиях нефтепрома Украины и России. До 2005 года – председатель совета директоров ЗАО “Туапсе-Кемойл” – предприятия, связанного с Туапсинским НПЗ до его поглощения “Роснефтью”.

– Хож-Ахмед Нухаев, обвиняется в том, что он – заказчик убийства главного редактора русского “Форбса” Пола Хлебникова. Находится в розыске “Интерпола” с 2001 года по категории “транснациональная организованная преступность”, основатель “лазанской” преступной группировки, связанной с российскими спецслужбами. Проживает в Азербайджане и Турции. В сферу его бизнес-интересов в разное время входили нефтедобывающие, транспортные и экспортные компании как внутри Чечни, так и за ее пределами – в частности, экспорт азербайджанской нефти через Грозный (трубопровод Баку-Новороссийск), туапсинский и новороссийский нефтяные объекты.

– Петр Суслов, бывший офицер внешней разведки, активный участник проектов России, связанных с нефтью, энергетикой и строительством. Глава Фонда содействия миру и сотрудничеству на Кавказе “Единение”. Профессиональная деятельность Петра Суслова, как оказалось, в разное время пересекалась и с Игорем Сечиным, и с Хож-Ахмедом Нухаевым, с которым он тесно сотрудничал в политическом объединении “Евразия” даже в тот период, когда Нухаев уже находился в розыске.

Основные участники представлены. Хотели эти разные люди фактически одного – иметь (сохранить) контроль над добычей, транспортировкой и экспортом чеченской нефти. Ныне конкурирующие стороны, ассоциирующиеся то с Рамзаном Кадыровым, то с Хож-Ахмедом Нухаевым, то с “Роснефтью”, вынуждены сосуществовать в таком странном симбиозе. Но история нефтяных баталий в Чечне свидетельствует: каким бы стабильным ни казался баланс сил, в любой момент любой из сторон может быть запущен механизм очередного передела.

Полностью статья на http://www.teptar.com/page,2,2537-digest.html

Итак факты – “обыча нефти “Грознефтегазом” на 248 официально действующих скважинах* за 2007 год составила, по данным “Роснефти”, 2,14 млн тонн. Это – 15,6 млн баррелей, стоимость которых (из расчета от 90 долларов США за баррель на тот период) не менее 1 млрд 404 млн долларов. В целом же за последние пять лет в Чеченской Республике добыто, по данным экспертов, не менее 11 млн тонн нефти, и вся она, как утверждается, в полном объеме идет на экспорт.”   – теперь остается узнать сумму дотации Чечне например за 2004 год – вычесть $1 404 000 000  – и на основании этих цифр можно получить приблизительное представление о “дотациях” и выяснить куда оседает “прибыль”

Да – еще чеченский газ –

http://www.barrel.ru/analytics/articles/16-02-2007/

С конца 1950-х годов в Чеченской республике интенсивно развивалась газовая промышленность. На пяти месторождениях свободного газа ежегодно добывалось порядка 100 млн. куб. м. ( в 2010 году средняя экспортная цена газа пока составляет 204,27 доллара за 1 тыс. кубических метров http://azeri.ru/papers/echo-az_info/65255/ ) = т.е .  предположительная стоимость разведанного газа –  около $20 миллионов

Там же ( http://www.barrel.ru/analytics/articles/16-02-2007/ ) В настоящее время разведанные запасы нефти в Чеченской республике оцениваются в 50 млн. т. Большинство залежей находится на стадии естественного истощения и нарастающей обводненности. Степень выработанности месторождений, составляющая почти 80%, является самой высокой в России.

Закончиться нефть и газ – закончится война ?

Еще материалы по теме – http://www.compromat.ru/page_10917.htm

No Comments

Post your comment comment

You must be logged in to post a comment.